Нижегородская областная универсальная научная библиотека им. В. И. Ленина


 

Панорама библиотечной жизни области

Редакционно-издательский отдел

Выпуск 4 (48) 2007 г.

Конкурсы

 

"Ступенька к мастерству": о профессиональном конкурсе молодых библиотекарей

Васяева О.А., зав. методико-библиографическим отделом ЦБ ЦБС Кулебакского района


Одной из эффективных форм реализации творческого потенциала библиотечных работников, развития их инициативы являются профессиональные конкурсы. Конкурсы профессионального мастерства в ЦБС проводятся регулярно для всех категорий библиотечных работников. Например, в 2003 году прошел конкурс "Профи - 2003" для специалистов с библиотечным образованием и стажем работы от 2 лет. В 2007 году был организован конкурс "Ступенька к мастерству". В нем приняли участие библиотекари, не имеющие библиотечного образования со стажем работы от 1 года, всего 5 человек. Эта категория библиотекарей составляет почти 20% от общего числа библиотечных работников ЦБС.


Цель конкурса "Ступенька к мастерству" - развитие личностных и профессиональных качеств библиотекарей, формирование положительного имиджа библиотекаря, отработки и закрепления профессиональных навыков.


Для того чтобы ближе познакомиться с участницами, еще до конкурса им было предложено заполнить небольшую анкету "Будем знакомы" следующего содержания: Ваш профессиональный девиз; Ваша любимая книга; вид библиотечной деятельности, наиболее привлекательный для Вас; Ваши пожелания коллегам.


Свои профессиональные девизы участницы конкурса выразили фразами: "Бороться, искать, найти, не сдаваться", "Быть первой во всем и всегда улыбаться", "День, проведенный без книги - потерян", "Учиться, пробовать, дерзать" и др.


Среди любимых писателей конкурсанток чаще всего встречаются А.Пушкин, Д.Донцова, В.Каверин.


Предпочтение отдано таким видам библиотечной работы, как проведение массовых мероприятий для детей, поиск информации в Интернете, создание электронных работ (электронные презентации и др.), работа с читателями на абонементе.


Своим коллегам участницы пожелали творческих находок, новых, интересных книг, умных читателей, терпения и успеха во всех делах.


Конкурсанткам предстояло выполнить ряд заданий.


Первое задание - классифицировать библиотечные формы работы по способу передачи информации. Участницы получили по 2 карточки. На одной перечислены формы библиотечной работы (обзор, информационный плакат, устный журнал, презентация книги и др.), а на другой - их классификация (устные, наглядные, печатные, комплексные). Необходимо определить, к какой из этих 4-х групп относится та или иная форма работы.


Второе задание - ответить на вопросы, касающиеся справочного аппарата, справочно-библиографического обслуживания.


Третье задание - найти в тексте орфографические ошибки.


Четвертое задание - выполнить тематический запрос читателя - подобрать 5 художественных произведений по определенной теме, например: "Человек и природа", "Великая Отечественная война", "Деревенская проза", "Женские судьбы", "Путешествия и путешественники".


Пятое задание - дать определение библиотечному термину. Конкурсанткам были предложены два ряда карточек: первый - с названиями терминов (шифр, дайджест, цитата, аннотация, аналитическое описание, инвентарный номер, авторский знак), второй - их определения. Необходимо подобрать термину соответствующее определение.


Быть психологом, выстраивать отношения с читателями и коллегами - одно из непременных требований к профессио-нализму современного библиотекаря. Найти выход из конфликтной ситуации и тем более самой не создавать ее - это умение оценивало жюри в конкурсе "Я вам рада".


Для каждой из участниц разыгрывалась сценка (диалог между читателем и библиотекарем). Задача участниц - найти ошибки в поведении библиотекаря и выйти из конфликтной ситуации, например:


1. Читатель: "Мне нужен учебник по экономике, такой красный…".


Библиотекарь: "Я не знаю, какой учебник вам нужен. У нас десяток учебников по экономике. Идите к каталогу и ищите нужную книгу".


2. Читатель: "Почему у Вас книги так расставлены? Кто это придумал? Было бы удобней, если бы поставили по темам: "Про войну", "Про любовь", "Про милицию".


Библиотекарь: "Книги расставлены в порядке алфавита, а не так как Вам удобно. На всех все равно не угодишь".


Библиотекарям по роду деятельности приходится часто выступать перед аудиторией и для того, чтобы их выступление имело успех, необходимы определенные навыки публичного выступления.


Участницам необходимо было решить ситуативные задачи и найти выход из затруднительного положения, в которое может попасть библиотекарь во время общения с аудиторией. Библиотекарям были предложены следующие ситуации:


1. Библиотекарь вдруг обрывает речь на полуслове и не знает, о чем дальше говорить. Человек в буквальном смысле теряет нить повествования. Что бы Вы предприняли на его месте?

2. Во время Вашего выступления несколько слушателей покинули зал, кто-то зевает, не стесняясь. Отдельные слушатели переговариваются, пересмеиваются. Что Вы сделаете?

3. Библиотекарь случайно оговорился. Как Вы поступили бы на его месте?

Заключительным конкурсом, в котором ярко проявилась творческая индивидуальность участниц, стало домашнее задание.


Необходимо было подготовить рекламу любимой книги или журнала. Этот конкурс был самым интересным и зрелищным: библиотекари читали стихи, пели, разыгрывали сценки, использовали яркий красочный иллюстративный материал.


В ходе конкурса лидеры не раз менялись, и до последнего момента было не ясно: кто же победит?


В итоге лидерами стали 2 участницы, набравшие одинаковое количество баллов. И только дополнительный конкурс помог выявить победителя. Им стала библиотекарь Центральной библиотеки - Карочкина Наталья Вячеславовна.


По результатам голосования зрителей подводились итоги в номинации "Приз зрительских симпатий". Его получила библиотекарь городской библиотеки-филиала №4 Шикунова Мария Вячеславовна.


Победители конкурса были награждены дипломами и призами. Все участницы конкурса получили небольшие подарки.


Имена победителей представлены на информационном стенде "Библиотечная панорама" в рубрике "Поздравляем победителей".


Участие в этом конкурсе позволило библиотекарям по-новому взглянуть на свою профессию, пополнить свои профессиональные знания и стимулировать творческие возможности.


 
 

НАШ АДРЕС:
Н.Новгород, Варварская-3.
НАШ ТЕЛЕФОН: 419-27-73
НАШ E-MAIL: