Нижегородская Государственная Областная Универсальная Научная Библиотека им. В. И. Ленина



Рубрика «Цифровая книга в объективе»

Каждую неделю в рубрике «Цифровая книга в объективе» вас ждет обзор отдельных оцифрованных изданий Нижегородской областной библиотеки, образующих цифровой фонд Электронной библиотеки.

Виньетка




Начнем нашу рубрику с интереснейшего краеведческого издания известного писателя, историка, этнографа, статистика, председателя нижегородской губернской ученой архивной комиссии А.С. Гациского «Нижегородский театр»:
Гациский А.С. Нижегородский театр: (1798-1867). – Нижний Новгород: Тип. Губернского правления, 1867. – 136 с.

Александр Серафимович Гациский – основоположник нижегородского краеведения, неутомимый собиратель исторических документов и рукописей по нижегородской истории. Горячо любя театр и следя за ним в Нижнем Новгороде, Гациский издал в 1867 г. книгу: «Нижегородский театр (1798—1867)», первый очерк по истории местного театра с фактами, собранными в хронологической последовательности и небезынтересными для изучения истории русского театра в целом. Нижегородский театр принадлежит к числу старейших русских театров, его история насчитывает более двухсот лет. Рождением своим он обязан нижегородскому князю Николаю Григорьевичу Шаховскому, который в 1798 г. открыл частный театр. Четверть столетия протекло для князя Шаховского в служении нижегородскому драматическому искусству. Под руководством Н.Г. Шаховского нижегородский театр стал одним из первых публичных провинциальных театров России, появившихся вслед за ярославским театром «охочих актеров».
Репертуар Нижегородского театра во время князя Н.Г. Шаховского мало отличался от репертуаров петербургских и московских театров. Для многочисленной публики ставили пьесы А.П. Сумарокова, Д.И. Фонвизина, У. Шекспира, Ф. Шиллера. В 1811 г. помещение театра оказалось недостаточным, и было построено новое деревянное здание. Вот какие слова приводит А.С. Гациский: «Я сам еще живо помню это мрачное и неуклюжее строение …, с этой почерневшей от ветхости и копоти от ламп дверкой за кулисы, так заманчиво манившей всякое ребяческое воображение в свои заветные поэтические и чуть ли не в волшебные тайны закулисного мира; помню эти две огромные и засаленные дыры по обеим сторонам занавеса, в которых во время антрактов постоянно виднелись чьи-нибудь глаза, иногда даже с носом, сопровождаемые двумя пальцами, облегчавшими наблюдения в такой обсерватории». Вместе с тем Гациский поясняет, что для начала XIX столетия и для губернского города театр был даже слишком хорош.
Книга «Нижегородский театр: (1798-1867)» охватывает период формирования нижегородских культурных театральных традиций, в котором были взлеты и падения, невероятные потоки музыкальности и затишье, что придает особую ценность этому произведению. Актуальность произведения А.С. Гациского очевидна и в наше время. Это первая работа профессионального историка, посвящённая нижегородскому театру, его общественной роли.
Цифровая копия книги «Нижегородский театр: (1798-1867)» доступна по ссылке.

Виньетка




Представляем вашему вниманию книгу Константина Доримедонтовича Покровского коренного нижегородца и члена местного Кружка любителей физики и астрономии «Путеводитель по небу».
Покровский К.Д. Путеводитель по небу : практическое руководство к астрономическим наблюдениям невооруженным глазом и малой трубой, с 5 картами звездного неба, картой Луны, 104 рисунками и 2 хромолитографиями (затмение Луны и карта Марса по наблюдениям Скиапарелли). – Санкт-Петербург : Изд-во А.Ф. Маркса, 1897 – 293 с.

«В обществах, счастливых по отношению к культуре,
астрономия пользуется большим почетом»
.
С.В. Щербаков,
председатель Нижегородского кружка любителей
физики и астрономии («Нижегородский листок», 1900 г.).

Член кружка любителей физики и астрономии К.Д. Покровский  в далеком 1897 г. создал атлас звездного неба «Путеводитель по небу», который и по сей день популярен среди читателей.
В предлагаемом практическом руководстве автор обращает исключительное внимание на практическую сторону дела, поставив себе задачей указать, что можно наблюдать невооруженным глазом и трубой от 2 до 5 дюймов в диаметре и пояснить, как нужно наблюдать. Издание иллюстрировано картами Луны и звездного неба, содержит больше сотни иллюстраций и фотоснимков, а также два лунных затмения и карту Марса по наблюдениям Скиапарелли, сопровождается таблицами, русским и латинским алфавитными указателями.Описывая двойные звезды, К.Д. Покровский очень восхищался их красотой: одна голубая, а другая розовая, или одна оранжевая, а другая зеленоватая.
В нашей Электронной библиотеке книга размещена в электронной коллекции: «М. Горький и его время: наследие писателя в фондах Нижегородской государственной областной универсальной научной библиотеки им. В.И. Ленина» в разделе «Личная библиотека М. Горького нижегородских лет». В 1900 г. «Путеводитель по небу» был подарен его автором К.Д. Покровским Максиму Горькому на встрече в Нижегородском кружке любителей физики и астрономии.На титульном листеиздания запечатлена дарственная надпись автора: «Многоуважаемому Алексею Максимовичу Пешкову – приятелю детства по поводу встречи 18 января 1900 г. от автора».
Полный текст книги К.Д. Покровского «Путеводитель по небу» доступен по  ссылке.

Виньетка




Третий выпуск нашей рубрики посвящена обзору издания:
Нижегородское окружение А.М. Горького, 1889-1904 : биобиблиографический справочник. — Горький : Волго-Вятское кн. изд-во, 1968. — 176 с.

Справочник включает в себя биографические материалы о людях, с которыми Максим Горький (А.М. Пешков) общался во время проживания в Нижнем Новгороде в 1889-1904 годы, о тех, кто входил в его ближний круг —друзьях и соратниках по революционной, общественной и литературной деятельности.
Больше трети жизни М. Горький прожил в Нижнем Новгороде — в родном городе, и суть времени воспринимал главным образом через нижегородские события. Именно в Нижнем проходил весь период творческих поисков, идейного и художественного становления писателя. В одном из писем жене он своеобразно объяснился городу в любви: «Нижний Новгород, черт бы его разрушил. Столько урвал у меня души и навсегда останется записанным в памятной книжке моего сердца хорошим, крупным жгучим шрифтом».
Из родного города М. Горький уехал лишь накануне революции 1905 года, а до 1904 года, даже будучи прославленным, «европейски знаменитым писателем», жил в Нижнем Новгороде. Жил — несмотря на настойчивые советы друзей уехать из провинции в центр и несмотря на то, что руководимое им издательство «Знание» находилось в Петербурге.
Своеобразный дух, жизненная обстановка Нижнего Новгорода — немалая часть тех обстоятельств, которые помогали Горькому стать Горьким. Поэтому изучение нижегородского окружения молодого литератора имеет большое значение для понимания процесса его становления как писателя, мыслителя, революционера, «типичного литератора XX века». Через свое нижегородское окружение М. Горький воспринимал «суматоху эпохи».
Биобиблиографический справочник «Нижегородское окружение А.М. Горького» подготовлен в соответствии с хронологией, т.е. с весны 1889 года, когда в родной город приходит никому не известный юноша А.М. Пешков с поэмой «Песнь старого дуба», и до весны 1904 года, когда из Нижнего Новгорода уезжает всемирно известный писатель М. Горький, и включает биобиблиографические данные о людях, связанных с Горьким в нижегородский период.
В справочнике вы найдете материал о редакторе «Волгаря» А.А. Дробыш-Дробышевском, друге юности писателя — студенте-химике и философе Н.З. Васильеве, героине рассказа «О первой любви» О.Ю. Каминской. Сюда включены данные о Е.П. Пешковой (жена, друг и соратник Горького), А.Е. Богдановиче (друг и свояк), враче В.Н. Золотницком, художнике и искусствоведе А.А. Карелине и др. Также имеются данные о газетчиках, журналистах, писателях, сблизившихся с М. Горьким по работе в газете «Нижегородский листок». Всего 85 имен.
Персоналии составлялись с учетом не только печатных источников, но и на основании сведений, полученных составителями от нижегородцев, близких к М. Горькому, или от их родственников, а также на основании архивных материалов.
С изданием «Нижегородское окружение А.М. Горького, 1889-1904» можно познакомиться на сайте НГОУНБ в Электронной библиотеке, в коллекции «М. Горький и его время: наследие писателя в фондах НГОУНБ им. В.И. Ленина», или сразу по ссылке.

Виньетка





Темой нашей рубрики сегодня – знакомство с литературным наследием древнегреческого комедиографа Аристофана:
Аристофан. Театр : Облака. Осы. Птицы / Аристофан. – Москва; Ленинград : Государственное издательство, 1927. – 301, [2] с. – (Русские и мировые классики).

Сейчас мы, как правило, называем "комиком" человека, подвизающего в массовых представлениях, ситкомах и стендапах. Однако в своих истоках это слово не было чем-то сниженным и далёким от высокого искусства. Так, если первым поэтом древние греки называли Гомера, то первым комиком они считали Аристофана (прибл. 446 – 386 гг. до н.э.) – подлинного создателя западноевропейской комедии, жанра, который впоследствии трансформировался в пьесы Мольера, оперы Моцарта «Свадьба Фигаро» и «Дон Жуан», романы Ильфа и Петрова и даже в стихи Саши Чёрного.
Читателю нашей Электронной библиотеки предоставляется редкая возможность ознакомиться с изданием трёх комедий Аристофана ("Облака", "Осы" и "Птицы"), вышедшим в 1927 году в переводе и с комментариями Адриана Пиотровского - человека исключительной одарённости, оставившего свой след и в кинематографе, и в драматургии, и в литературе, и в других сферах культурной жизни. Нельзя не отметить, что жизнь Адриана Пиотровского (1898 - 1937), сына выдающегося филолога-классика Ф.Ф. Зелинского, тесно связана с Нижним Новгородом, где он провёл годы своего детства. К сожалению, жизнь Адриана Пиотровского, попавшего в жернова репрессий 1937 года, очень рано оборвалась. Свидетельство этой трагической гибели внимательный читатель сможет разглядеть на титульном листе предлагаемого издания.
Что касается напечатанных в нем произведений Аристофана, то пьеса «Облака» любопытна прежде всего тем, что в ней пародируются философские учения Сократа и софистов (нападки Аристофана, превыше всего ценившего простой здравый смысл, на софистов вполне справедливы, а вот его выпады против Сократа, увы, нет, что не отменяет, однако, их историко-культурного значения). Пьеса «Осы» содержит критику такого социального института, как суд присяжных, а пьеса «Птицы» интересна как едва ли не первый образец жанра антиутопии.
С полным текстом произведений Аристофана можно познакомиться по ссылке.

Виньетка





Мы продолжаем еженедельный обзор изданий нашей Электронной библиотеки. В 5-м выпуске гостьей нашей рубрики стала книга:  Плотников, М. А. Кустарные промыслы Нижегородской губернии. – Нижний Новгород: Тип. Ройского и Душина, 1894. – 278 с.

Кустарные промыслы играли большую роль в социально-экономической жизни Нижегородской губернии. Ряд мероприятий по изучению промыслов и ремесел губернии провело Нижегородское губернское земство. Результаты их работы были опубликованы в «Трудах комиссии по исследованию кустарной промышленности в России», в VII-Х томах «Нижегородского сборника» под редакцией А.С.Гациского и в издании М.А.Плотникова «Кустарные промыслы Нижегородской губернии».
«Чрезвычайное Нижегородской губернии собрание 26 мая 1893 года постановило рассмотреть все имеющиеся данные о кустарной промышленности и сделать соответствующие заключения о том, каким промыслам и в каком виде может быть наиболее целесообразно оказана помощь земства» – так в предисловии к своей книге объясняет М.А.Плотников свою задачу по изучению кустарных промыслов.
Плотников Михаил Александрович – земский статистик и публицист. Окончил курс в Московском университете по юридическому факультету, служил в статистическом бюро нижегородского губернского земства.
В главном труде М.А. Плотникова – «Кустарные промыслы Нижегородской губернии» раскрываются содержание и направления преобразований мелкой сельской промышленности нечерноземной деревни.
Издание состоит из 2-х частей:
1. Кустарная промышленность и меры содействия ей;
2. Кустарные промыслы Нижегородской губернии.
Вторая часть исследования М.А.Плотникова посвящена описанию 25 кустарных промыслов. Материалы трудов помогают проследить историю образования и развития промыслов Нижегородской губернии, представляют собой характеристику наиболее выдающихся промыслов по обработке дерева, металлов, шерсти, кожи и глины.
Подробно описан Павловский сталеслесарный район и промыслы села Безводного. Даны таблицы по промысловому населению Горбатовского, Ардатовского, Макарьевского и Семеновского уездов.
Познакомиться с оцифрованной копией издания можно в коллекции электронной библиотеки «История экономики Нижегородской губернии» в разделе «Кустарные промыслы» по ссылке.

Виньетка





В 6-м выпуске рубрике представляем произведение, созданное в жанре дневниковых записок:
Эккерманн И. П. Разговоры Гете, собранные Эккерманом. – Санкт-Петербург, 1891. – 416 с. – XXVI с.

Принято считать, что автором первого «блога» был русский писатель Василий Розанов. Однако задолго до «Опавших листьев» Розанова появилась книга, которую можно рассматривать как своеобразную разновидность «Живого Журнала». Это мысли и суждения Гёте, которые в течение долгого времени, с 1823 по 1832 г., фиксировал в ходе непосредственного общения с немецким классиком его секретарь Иоганн Петер Эккерманн (сейчас эту фамилию принято воспроизводить на русском языке с одной «н», но в данном библиографическом описании мы сохраняем ту норму, которая господствовала в позапрошлом веке и нашла отражение в книге, принадлежащей М. Горькому).
Таким образом, «Разговоры Гете, собранные Эккерманном» тоже можно считать «блогом», отличающимся от современных блогов тем, что его платформой был не Интернет, а записи человека, посредством своей памяти, внимания и уважения к гениальному писателю сохранившего для нас живые формы его мыслей и поведения.
Кроме того, нужно помнить, что Эккерманн не только руководствовался желанием зафиксировать каждое слово, сказанное Гете (это приравнивало бы его к простому, хоть и чрезвычайно усердному стенографисту), но и ориентировался на подражание литературному жанру «застольных бесед», восходящему еще к античной словесности и встречающегося даже у А.С. Пушкина. В «Разговорах Гёте» читатель найдёт массу глубоких и парадоксальных высказываний, касающихся мировой литературы, философии, искусства, истории, психологии, а также самых разных сторон человеческого существования.

Цифровая копия книги «Разговоры Гете, собранные Эккерманном» размещена в электронной коллекции «Личная библиотека М. Горького нижегородских лет» по ссылке.




Виньетка




В 7-м выпуске перед вами издание, подготовленное преподавателем кафедры истории физической культуры Государственного центрального института физкультуры (г. Москва), главного редактора газеты «Красный спорт» (с 1924 по 1937 гг.) Арона Григорьевича Иттина:
Иттин А. Г. Физкультура и комсомол. – Москва; Ленинград: Молодая гвардия, 1925. – 128 с.

«Руки вперед, ноги на ширине плеч, и все вместе делаем приседания!» – командовал учитель физкультуры на занятиях. Помните? Большинство, наверняка не любило выполнять такие упражнения, хотя они очень полезны для здоровья. Вопросы физического здоровья и в настоящее время, и 95 лет назад, когда была написана книга «Физкультура и комсомол» были и остаются очень важными. А.Г. Иттин в обращении к читателю высказывается так: «Важнейшим фактором оздоровления и воспитания является физкультура. Она должна стать орудием классовой борьбы, средством оздоровления и дальнейшего совершенствования человечества, а следовательно она должна существовать и процветать…».
Актуальные слова? Физические упражнения помогут не только взбодриться, но и почувствовать новый прилив сил. Физкультура – средство оздоровления трудящихся масс. Физкультура – профилактика, мера предупреждения заболевания, а также хороший способ избавиться от тяжелых мыслей. Попробуйте, и вам обязательно понравится! В здоровом теле – здоровая воля!
Автор рассматривает физкультуру в различных аспектах. Уделяет внимание вопросу истории развития физкультуры, системе организации физкультурного движения страны. Значительная часть книги посвящена методической работе, составлению учебных планов по физкультуре, важности создания кружков физической культуры. В издании поднимается множество злободневных вопросов, актуальных и по сей день. В ней вы найдете не только теоретическую часть, в которой говорится о том, чем полезна физкультура, но и познакомитесь с примерами и схемами упражнений! И, помните, чтение – это физкультура для мозга! Будьте счастливы и здоровы!

Цифровая копия издания размещена в электронной коллекции «Комсомольская летопись эпохи» и доступна по ссылке.


Виньетка




В 8-м выпуске рубрики предлагаем вашему вниманию небольшой рассказ-фантазию Максима Горького «Весенние мелодии»:
Горький М. Весенние мелодии. – Москва : Партиздат, 1932. – 22, [2] с.

Произведение написано М.Горьким в марте 1901 года и тогда же было направлено им в редакцию журнала «Жизнь» для напечатания в апрельском номере. Царская цензура запретила печатание рассказа, дав, очевидно, по недосмотру, разрешение лишь на опубликование «Песни о Буревестнике», которой заканчиваются «Весенние мелодии».
В рассказе характеризуется момент возрождения сознания в обществе. Действие происходит в пернатом царстве, которое разделяется как бы на два поколения, одно – консервативное, старое, а другое – молодое, стремящееся к свободе. «И заря улыбкой нежной гасит в небе ночи звёзды, ночь бледнеет, ночь трепещет, и – как лёд на солнце тает тьмы ночной покров тяжёлый. Как легко и сладко дышит сердце, полное надежды, встречу солнцу, встречу утру, встречу света и свободы!». Представитель молодого поколения – чиж поёт песнь «О Буревестнике»: «Солнце, великолепное, ласковое солнце весны, улыбается в ясном небе улыбкой бога, полного любви, пылающего страстью творчества. В углу сада, на ветвях старой липы сидит стайка чижиков, и один из них вдохновенно поёт товарищам где-то слышанную им песню о Буревестнике».
Вплоть до Октябрьской революции «Весенние мелодии» находились под цензурным запретом и распространялись среди читателей в нелегальных изданиях, чему содействовал и сам автор. 15 июля 1931 года М.Горький писал по поводу фантазии «Весенние мелодии» Нижне-Волжскому архивному управлению: «...черновик её был передан мною кружку московских студентов, высланных в Нижний Новгород, они и занимались размножением и распространением её».

Печатное издание рассказа вышло в 1932 году, с его оцифрованной копией вы можете познакомиться в коллекции прижизненных изданий М. Горького по ссылке.


Виньетка




В 9-м выпуске рубрики представляем книгу периода Великой Отечественной войны, написанную в 1942 году советским писателем, публицистом – Николаем Ивановичем Кочиным:
Кочин, Н. И. Деревня в дни войны. – Горький: Горьковское областное издательство, 1942. – 46 с.

Родившийся в семье крестьянина Дальнеконстантиновской волости Нижегородской губернии – Николай Иванович Кочин хорошо знал обычаи и нравы села и искренне верил в возможность построения новой жизни русской деревни. Первый его очерк «Деревня в дни войны» посвящен труженикам деревни, которые стремились помочь крепить оборонную мощь своей Родины.
Известие о войне не застало деревню врасплох, молодежь все как один были полны решимости идти на фронт. Люди постарше, бывшие партизаны и участники Гражданской войны, делились опытом и давали советы. Деревня отдает своих лучших сыновей и дочерей, из каждой семьи уходят на фронт по несколько человек. Теперь их работа переходит на плечи подростков, женщин и стариков. Несмотря на войну, повседневная жизнь продолжается. Фронту нужен хлеб и в поле выходит все трудоспособное население. Вместе с колхозниками трудятся учителя, медработники и служащие сельского совета. Трудятся за себя и за всех ушедших на фронт. Девушки идут на курсы трактористов и комбайнеров. Молодежь под руководством опытных инструкторов проходит военное обучение, изучает стрелковое дело, военную тактику, оказание первой медицинской помощи. Главным делом колхоза становится выполнение плана сдачи государству сельскохозяйственной продукции.
Неизмеримые тяготы выпадают на долю людей, но все уверены в полном разгроме фашизма. Вот как Кочин описывает рассуждение одного жителя деревни: «Татары – были биты. Поляки врывались в Москву – были биты. Французы замерзали по дорогам. Наши прадеды забирали их в плен отрядами. Нельзя нас поработить, это – убеждение нашего сердца…». Деревня идет навстречу испытаниям времени в надежде на успех и победу советского народа.

С цифровой копией книги «Деревня в дни войны» вы можете познакомиться в электронной коллекции  «Войной испытанные строки» или по прямой ссылке.


Виньетка




Творчество Владимира Галактионовича Короленко тесно связано с Нижним Новгородом, здесь он сложился как писатель-публицист, получивший всероссийскую известность. Уезжая из Нижнего Новгорода в Санкт-Петербург, Короленко отмечал, что город дал ему очень много: «…нижегородской полосы я уже никогда не вычеркну из своей жизни». Теплые слова В.Г. Короленко выразил и о Нижегородской общественной библиотеке в 1885 году: «Единственное учреждение, родственное, так сказать, по духу интеллигентному скитальцу, была общественная библиотека, в которой я и проводил немало часов за книгами и газетами».
К 165-летию со дня рождения писателя на сайте НГОУНБ сформирована электронная коллекция, вобравшая в себя прижизненные издания В.Г. Короленко, его статьи и очерки, а также публикации о нем. Значительный интерес представляют издания, вышедшие за рубежом.
Сегодня наш обзор посвящен Лондонскому изданию, в котором В.Г. Короленко собрал сведения и впечатления о встречах с Н.Г. Чернышевским:
Короленко В.Г. Воспоминания о Н.Г. Чернышевском. – London, 1894. – 33 с.

Отличный мастер мемуарного жанра, Короленко оставил нам яркие портреты своих современников-писателей, имеющие не только историко-литературное, но и художественное значение. Его «Воспоминания о Н.Г. Чернышевском» написаны в 1889–1890 годах. По цензурным условиям публикация воспоминаний была невозможна, однако они широко распространились в рукописных списках. В 1894 году без ведома автора воспоминания были напечатаны в Лондоне. Этот выпуск был подготовлен Лондонским фондом Вольной русской прессы. В России они были опубликованы лишь в 1904 году в одиннадцатой книге журнала "Русское богатство".
Автор книги поставил себе задачу осветить, по возможности, период жизни Чернышевского в ссылке и рассказать о своих личных встречах с Чернышевским после его возвращения. Тем, кто помнил Чернышевского, хотелось узнать, как он жил в ссылке, с кем делил заключение, были ли у него товарищи, чем он занимался, читал ли что-нибудь, остался ли верен своим убеждениям, изменился ли его характер? На все эти вопросы и дает ответы В.Г. Короленко.
Воспоминания особенно интересны тем, что за основу первой их части, до личной встречи с Чернышевским, Владимир Галактионович берет сведения, которые удалось собрать "во время странствий в соседних с ним местах". Короленко использует всякую возможность узнать что-либо об интересующем его человеке. В результате состав опрашиваемых собеседников выглядит довольно пестрым: "очевидец", "писарь", "молодой жандарм", "знакомый обыватель", "ямщик".
Другим источником, благодаря которому формировалось представление В.Г. Короленко о Чернышевском, служили слухи и легенды о нем. Что касается слухов, то распространение и использование их, затрагивает людей, знавших Чернышевского лично или заочно, и почти всегда опровергаются автором.
Воспоминания В.Г. Короленко дали самый обильный материал для мемуарной полемики. Его взгляд на героя подчеркнуто индивидуален и субъективен, так же как небезадресны и сведения, которыми он располагает наряду с собственными впечатлениями. Однако в результате достигается парадоксальный эффект – изображение Чернышевского представляется и достоверным, и объективным, исполненным подлинной трагической глубины.

С полным текстом «Воспоминаний о Н.Г. Чернышевском» вы можете познакомиться в коллекции «В.Г. Короленко: к 165-летию со дня рождения» или по прямой ссылке.


Виньетка




Наш 11-й обзор посвящен книге из личной библиотеки М. Горького, подаренной писателем Нижегородской общественной библиотеке вместе с другими изданиями в период с 1900 по 1910 год:
Гейне Г. Собрание сочинений. Т. 7. – Санкт-Петербург, 1900.

Знаменитый немецкий поэт Генрих Гейне (1797-1856) принадлежал, к числу тех авторов, которые оказали определяющее влияние на формирование мировоззрения и творческой манеры Максима Горького. К примеру, известно, что пытаясь в 1887 году осуществить попытку самоубийства, обусловленную тяжелым душевным состоянием, Горький приготовил записку, в которой вину за случившееся возлагал на своего литературного кумира: «В смерти моей прошу винить Генриха Гейне, выдумавшего зубную боль в сердце» (центральный образ этой фразы восходит к известному афоризму Гейне, метафорически отождествлявшему любовь с зубной болью в области сердца). Одиннадцать лет спустя после неудавшегося самоубийства Горький напишет гротескный рассказ «Фарфоровая свинья», где в качестве одного из персонажей будет действовать не человек из плоти и крови, а оживший бюст Генриха Гейне.
В коллекции «Личная библиотека Горького нижегородских лет» сохранился седьмой том собрания сочинений Гейне, выпускавшегося под редакцией Петра Вейнберга. В этот том вошли две трагедии («Альманзор» и «Вильям Ратклиф»), два сборника стихов («Посмертные стихотворения» и «Книга Песен») и поэма «Атта Тролль». Если учесть, что данный том был напечатан в 1900 году, будет небезынтересно соотнести его содержание с произведениями Горького, созданными примерно в то же время или несколько позже: романом «Трое», «Песней о Буревестнике», неоконченной повестью «Мужик», пьесой «Мещане». Вдумчивое чтение наверняка позволит обнаружить в них целый ряд аллюзий на перечисленные выше тексты Генриха Гейне. Но и взятый сам по себе седьмой том собрания сочинений Генриха Гейне способен принести любому читателю полноценное эстетическое удовольствие.

Полнотекстовая копия книги доступна по ссылке.


Виньетка




В 12-м выпуске герой рубрики – наш земляк Василий Баранщиков, о путешествиях которого рассказано в книге:
Несчастные приключения Василия Баранщикова мещанина Нижнего Новгорода в трех частях света: в Америке, Азии и Европе с 1780 по 1787 год. Третье издание с дополнением / иждивением И.Г. - В Санкт-Петербурге.: [Иждивением И. Глазунова], Типография Б.Л. Гека, – 1793. – 140 с.

Жители Твери по праву гордятся Афанасием Никитиным, который был первым русским путешественником, достигшим Индии. Нижегородцы, в свою очередь, имеют все основания гордиться купцом Василием Баранщиковым, ставшим первым российским подданным, пересекшим Атлантический океан и побывавшим в Южной Америке и Северной Африке. События, которые сделали Василия Баранщикова путешественником поневоле, произошли в восьмидесятые годы XVIII столетия и были им подробно изложены в его «Несчастных приключениях…». Книга эта не только читается как увлекательнейший приключенческий роман, но и содержит множество уникальных и ценных сведений, относящихся к истории, этнографии и географии. Именно по этой причине потенциальная «Несчастных приключений…» включает в себя и тех людей, которые ждут от литературы захватывающих сюжетных перипетий, и тех, кто рассматривает ее в качестве источника разнообразных фактов и сведений.
Кроме того, нужно помнить, что это издание до сих пор является настоящей литературоведческой загадкой – исследователи продолжают спорить, какова степень личного вклада Баранщикова в создании текста «Несчастных приключений…», насколько достоверны те или иные события, отраженные в сочинении легендарного нижегородца. Также чрезвычайно любопытно, что записки Василия Баранщикова с течением времени стали «перерастать» сами себя, превращаясь в то, что сейчас принято называть «ремейками» (термин этот применим не только к фильмам, но и к текстовым произведениям). Свидетельство тому – книга Роберта Штильмарка «Повесть о страннике российском» (1962), представляющая собой изложение приключений Василия Баранщикова современным языком, очищенным от историзмов и архаизмов аутентичных изданий XVIII века. Однако ощутить подлинный колорит той эпохи, в которую разворачивались события фантастической жизни нижегородского купца Баранщикова, можно только в том случае, когда прислушиваешься к его собственному голосу – голосу, не искаженному позднейшими пересказами и адаптациями.

Познакомиться с цифровой копией книги можно по ссылке.


Виньетка




В 13-м выпуске рубрики «Цифровая книга в объективе» мы познакомим вас с драматическим дебютом Максима Горького – пьесой «Мещане»:
Горький Максим. Мещане: пьеса в 4 актах. – Горький: Полиграф, 1936. – 22, [2] с.

Замысел «Мещан» возник у писателя во второй половине 1900 г. К середине апреля 1901 г. половина пьесы была уже готова, однако арест писателя в ночь с 16 на 17 апреля 1901 г. и заключение его в Нижегородский острог, сопровождавшееся изъятием рукописи «Мещан», приостановили создание произведения. Дописана пьеса была только осенью, в двадцатых числах сентября. В конце этого же месяца Владимир Немирович-Данченко, приехавший к Горькому в Нижний Новгород, стал первым слушателем авторского чтения «Мещан», которым дал высокую оценку. Именно на сцене Московского Художественного театра, которым руководили К.С. Станиславский и В.И. Немирович-Данченко, и была впервые поставлена горьковская пьеса (премьерный спектакль состоялся 25 марта 1902 г. во время гастролей МХТ в Санкт-Петербурге).
Вполне закономерно, что в первом театральном эксперименте Горького довольно заметны следы тех произведений, на которые он сознательно или бессознательно ориентировался. В этой связи критики, например, называли такие пьесы, как «Отрезанный ломоть» Алексея Потехина, «Чужие» Игнатия Потапенко и «Дети Ванюшина» Сергея Найденова (настоящая фамилия – Алексеев,1868-1922).
«Пьеса Найденова <…>, – пишет современный исследователь Константин Фрумкин, – является своеобразным двойником, если не источником драмы Горького. На сходство двух этих драм литературная критика обратила внимание сразу же после их постановки, причем общее мнение рецензентов заключалось в том, что обе пьесы построены вокруг тургеневской проблематики «отцов и детей». Сходство между ними не ограничивается общей проблематикой – даже беглый взгляд обнаружит в двух пьесах целую систему параллелизмов, делающую их чуть ли не двумя изводами одного сюжета».
Дмитрий Быков в своей книге «Был ли Горький», выдержавшей уже несколько изданий, утверждает, что «Мещане» – «самое автобиографическое из горьковских сочинений для театра». Вряд ли это действительно так, поскольку Горький изображает в пьесе не свою жизнь нижегородского периода, «списав» героев с членов собственной семьи, а завершающий этап существования целого сословия. Вместе с тем нижегородский колорит в пьесе, безусловно, присутствует. Читая ее, мы можем наглядно представить, что сто лет назад происходило за стенами тех мещанских домов, которые и сейчас стоят на улицах, подобных Ильинской, Большой и Малой Ямской.А такой возможностью путешествия во времени, разумеется, пренебрегать нельзя.

С цифровой копией книги можно познакомиться в коллекции «М. Горький и его время: наследие писателя в фондах Нижегородской государственной областной универсальной библиотеки им. В.И. Ленина» по ссылке.


Виньетка




Продолжает нашу рубрику рассказ о крупнейшей Всероссийской промышленной и художественной выставке, проходившей с 28 мая (9 июня) по 1 (13) октября 1896 года в Нижнем Новгороде, которая по праву считается одной из самых грандиозных экспозиций XIX века и самой масштабной в России.
Всероссийская промышленно-художественная выставка в Нижнем Новгороде. 1896 г.: альбом. – Москва: Шерер, Набгольц и Ко, б.г. – [195 л.]. – (папка с иллюстрациями).

Нижний Новгород стал первым и единственным провинциальным городом России, принявшим Всероссийскую выставку. Расположившись на левом берегу реки Оки, между главной линией Московско-Нижегородской железной дороги и лесом графа Шувалова, почти рядом с ярмаркой (в настоящее время на этой площади находится парк им. 1 Мая) выставка по своей площади занимала около 84 га, превышая в три раза предыдущую московскую выставку 1882 года, а также Всемирную выставку в Париже 1889 года.
Современники отмечали особое значение выставки: «По счету эта выставка является шестнадцатой в России, но по тем громадным денежным суммам, ассигнованным правительством на устройство ее и по тем целям, которых она должна, согласно желанию правительства же, достигнуть, эта выставка будет первой в ряду всех бывших». На главных улицах Нижнего Новгорода, по которым ожидался проезд императора, положены «шведские мостовые усовершенствованной системы на цементно-бетонном основании» и отремонтированы дома, улучшено водоснабжение города.
Выставка поспособствовала заметному развитию электрификации и коммуникации города. Нижний Новгород одним из первых в Российской империи организовал движение городского трамвая, заимел электрическое освещение улиц, телеграф, фуникулеры – трамвайчики на канатной тяге, доставляющие людей из нижней части города в верхнюю. Для лучшего сообщения между верхней и заречной частями города создана скоростная пароходная линия. К открытию выставки выстроены здания городского драматического театра, окружного суда, биржи Волжско-Камского банка, гостиниц.
Новейшим и необычным в 1896 году изобретением, представленным нижегородцам и гостям города, стал синематограф Люмьера. Все желающие могли увидеть фильмы, ставшие сейчас классикой мирового кино: «Прибытие поезда», «Политый поливальщик» и «Выход с завода».
На выставке впервые продемонстрированы уникальные гиперболоидные сетчатые конструкции из стали архитектора и инженера В.Г. Шухова: водонапорная башня; башня-оболочка, висячие и сводообразные перекрытия-оболочки; первый русский автомобиль конструкции Евгения Яковлева и Петра Фрезе; грозоотметчик (прибор для обнаружения и регистрации возникающих молний) А.С. Попова и многие другие технические изобретения, технологии и художественные достижения. Выставка состояла из 20 отделов, что больше, чем на предыдущей Московской выставке. Дополнительно представлялись регионы, которые в конце XIX в. представляли особый торгово-экономический интерес. 
Покидая город 20 июля, Николай II отметил, что «… выставка ... наглядно иллюстрирует состояние различных отраслей народного труда и отечественной производительности и дает необходимые данные для выработки дальнейших мероприятий к развитию этих отраслей».
Свидетельством размаха выставки являются иллюстрации альбома «Всероссийская промышленно-художественная выставка в Нижнем Новгороде» благодаря которым мы можем прикоснуться к былому великолепию и красоте зданий, павильонов, витрин промышленно-художественной выставки.

Цифровая копия альбома размещена в электронной коллекции «XVI Всероссийская промышленная и художественная выставка 1986 г. в Нижнем Новгороде» по ссылке.


Виньетка




В 15-м выпуске вас ждет рассказ об издании о результатах работы Нижегородской радиолаборатории с 1918 по 1923 годы, изложенных в форме исторического очерка.
Пять лет работы Нижегородской Радиолаборатории Народного комиссариата почт и телеграфов. 1918-1923. - Нижний Новгород, 1923. - 36 с.

Радиолаборатория в Нижнем Новгороде ведет свою историю с 1918 года. Идея ее организации на основе Тверской внештатной лаборатории принадлежит Владимиру Лебединскому. Вавгусте 1918 года радиолаборатория переезжает в Нижний Новгород. Основными факторами, повлиявшими на выбор места для будущего центра исследований, стали небольшая удаленность от столицы, наличие высокоразвитой металлообрабатывающей промышленности, налаженное железнодорожное сообщение и проволочный телеграф для связи с Москвой и Петроградом. Решением Нижегородского губернского исполкома для радиолаборатории выделили здание бывшего общежития духовной семинарии.
Переезд и устройство на новом месте потребовали колоссальных человеческих и финансовых усилий. Работы по переоборудованию под нужды радиотехнического производства финансировались из золотого запаса страны. Первые успехи радиолаборатории на новом месте доказали, что в ней сложился настоящий творческий коллектив исследователей. В число первых сотрудников входили – управляющий В.М. Лещинский, его помощники И.А. Леонтьев, И.В. Селиверстов, М.А. Бонч-Бруевич, лаборант П.А. Остряков, В.П. Вологдин, Ф.И. Ступак.
2 декабря 1918 г. Совет Народных Комиссаров РСФСР утвердил «Положение о радиолаборатории с мастерскими Народного комиссариата почт и телеграфов». Был создан первый в России государственный радиотехнический институт нового типа, призванный стать центром научно-технических работ в области радиотехники.
«Пять лет работы Нижегородской радиолаборатории» знакомят с успехами ее работы, отмеченными в 1922 году орденом Трудового Красного Знамени. Уже в начальный период работы Нижегородской радиолаборатории параллельно с разработкой приемно-усилительных электронных ламп проводились исследования с целью создания надежных методов радиотелефонирования (передача на расстояние с помощью методов радио человеческой речи). В книге проанализирована работа всех структурных подразделений. Так, например, к 1923 году в радиолаборатории имелось шесть отдельных лабораторий, две из них носили исключительно научно-исследовательский характер, а остальные четыре – соединяли в себе как научно-исследовательские, так и технико-конструкторские работы. Широко представленный в издании перечень научных печатных работ сотрудников свидетельствует о значительном развитии издательской деятельности радиолаборатории. В ее структуре имелось конструкторское бюро, библиотека, насчитывающая к 1923 году около 3000 экземпляров изданий.
В состав мастерских, обслуживающих радиолабораторию, входили: механическая мастерская, мастерская катодных реле (она имела даже стеклодувный цех), деревообрабатывающая мастерская площадью около 300 квадратных метров.
В стенах лаборатории зародилась и окрепла техника электровакуумного производства, расчёта и конструирования электронных ламп различного назначения и мощности, были разработаны методы радиотелефонирования, построено несколько десятков радиовещательных станций, в том числе и наиболее мощные, работавшие в Москве. Здесь шло изготовление крупных машин высокой частоты, проводились первые опыты по пишущему радиоприёму с помощью телеграфной аппаратуры, широко изучались особенности коротких волн, условия их распространения и приёма. Нижегородская радиолаборатория осуществила и много других важнейших разработок в области радиотехники, широко содействовала развитию радиолюбительства и уже в период первой пятилетки заняла выдающееся положение в стране.

С полным текстом издания вы сможете познакомиться в коллекции:«Нижегородская радиолаборатория: история длиною в век» или по ссылке.


Виньетка




В 16-м выпуске вы познакомитесь c изданием XIX века, в котором рассказывается об интереснейшем месте–курорте Карлсбад:
Затлоукал Ф. Ф. Курорт Карлсбад и его целебное значение. – Карлсбад, 1897. – 126 с.

В XIX веке западноевропейские курортные города были настоящими «выездными» кабинетами для многих русских писателей, которые, отправляясь в них, хотели не только поправить свое здоровье, но и погрузиться в спокойную атмосферу, способствующую художественному творчеству.
Одним из прекрасных мест для отдохновения и творчества занимал чешский город Карловы Вары, называвшийся до возникновения самостоятельного чешского государства Карлсбадом. Именно в Карловых Варах Федор Иванович Тютчев написал хрестоматийное стихотворение: «Я встретил вас – и все былое / В отжившем сердце ожило; / Я вспомнил время золотое – / И сердцу стало так тепло...» Кроме Тютчева, в Карловых Варах отдыхали К.Н. Батюшков, Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев, А.К. Толстой и другие писатели. В Карловых Варах до сих пор существуют два популярных туристических маршрута – тропа Тургенева и тропа Гоголя (они объединяют места, по которым любили гулять эти авторы).
Впрочем, Карловы Вары не обделили своим вниманием и те деятели русской истории и культуры, которые были далеки от литературного творчества. В частности, в них дважды бывал сам Петр Великий (в 1711 и 1712 гг.). Отдыхал в этих местах и академик Павлов (жители Карловых Вар утверждают, конечно же, в шутку, что с тех пор бродячие собаки обходят этот город стороной).
Первый русскоязычный путеводитель «Курорт Карлсбад и его целебное значение» издан в 1897 году доктором медицины Ф.Ф. Затлоукалом. Эта книга вместе с другими изданиями подарена писателем М. Горьким Нижегородской общественной библиотеке в период с 1900 по 1910 гг. и обогащает состав фондов отдела редких книг и рукописей Нижегородской «Ленинки».
Благодаря основательному подходу доктора Затлоукала, сочетающемуся с хорошим литературным языком, мы можем узнать, что нужно было сделать подданному Российской империи для того, чтобы отправиться на отдых за границу, сколько стоили товары и услуги в Западной Европе «прекрасной эпохи», как было устроено санаторно-курортное лечение в позапрошлом веке, какие достопримечательности можно обнаружить в самих Карловых Варах и в окрестностях.
И, как знать, может быть, книга доктора Затлоукала поможет кому-то спланировать увлекательную поездку.

С цифровой копией издания «Курорт Карлсбад и его целебное значение» вы можете познакомиться по ссылке.


Виньетка




17-й выпуск рубрики «Цифровая книга» продолжит знакомить вас с творчеством известного писателя, публициста и общественного деятеля Владимира Галактионовича Короленко, в котором отлично сочетались качества выдающегося художника слова и не менее выдающегося публициста.
Одной из многочисленных статей, представляющих публицистическое наследие писателя, его общественно-политические взгляды, постоянную борьбу за воплощение в жизнь «справедливости» стал яркий некролог российскому самодержавию:
Короленко В. Г. Падение царской власти: речь простым людям о событиях в России. - Berlin, Heinrich Caspari, 1917. - 47 с.

Впервые статья «Падение царской власти» была напечатана в газете «Русские ведомости» после Февральской революции 1917 г. и вызвала огромный читательский интерес. В ней Короленко объясняет для простого народа суть происшедшего под углом зрения истории борьбы с царской властью. Автор, не претендуя на извлечение выгоды, разрешил бесплатное издание статьи отдельной брошюрой с целью ее широкого распространения. Одним из таких издательств стал московский «Набат». Книга Короленко вышла в серии «Библиотека «Памяти прошлого» с его портретом. «Падение царской власти» выдержало около 40 изданий отдельной брошюрой в самых различных городах страны и за рубежом – в Лозанне, Берне, Берлине, Харбине и Нью-Йорке. Эта работа Короленко была несомненным рекордсменом в публицистике и издательской деятельности в 1917 г. Общий тираж отдельных изданий статьи составил около 600 тысяч экземпляров.
В фонде НГОУНБ имеются и региональные ее издания: саратовское, выпущенное Обществом народных университетов, и одесское – из серии «Библиотека Одесской военной организации социалистов-революционеров» с символичным лозунгом на обложке «В борьбе обретешь ты право свое!». Берлинское издание «Падения» представляет особую ценность – это экземпляр из личной библиотеки профессора Ю.Г. Галая, хранящейся в отделе редких книг и рукописей нижегородской «Ленинки».

Цифровая копия «Падение царской власти» включена в электронную коллекцию «В.Г.Короленко: к 165-летию со дня рождения» по ссылке и обогащает раздел прижизненных изданий выдающегося публициста.



Виньетка





18-й выпуск рубрики «Цифровая книга» представляет вашему вниманию очередное оцифрованное издание из раздела – «Личная библиотека М. Горького нижегородских лет» коллекции «М. Горький и его время: наследие писателя в фондах Нижегородской государственной областной универсальной научной библиотеки им. В.И. Ленина».:
Настольная книга по народному образованию: Законы, распоряжения, правила, инструкции, уставы, справочные сведения и пр. по школьному и внешкольному образованию народа: Пособие для земских и городских общественных учреждений: [В 2 т.] / Сост. Г. Фальборком и В. Чарнолуским. - Неофиц. изд. – Санкт-Петербург: Б. и., 1899-1911. - (Знание). - Т. 1: [Заведывание народным образованием. Общие узаконения и распоряжения, имеющие отношение к народному образованию]. - 1899. - 713 с.

О принадлежности издания к личной библиотеке М. Горького свидетельствует дарственная надпись от книгоиздательского товарищества «Знание» такого содержания: «М. Горькому в знак уважения».
Составителями настольной книги по образованию являются Генрих Адольфович Фальборк и Владимир Иванович Чарнолуский. Генрих Адольфович Фальборк (1864-1942) – российский статистик, педагог, публицист и переводчик, видный общественный деятель в области народного образования и общественно-педагогического движения в Российской империи; автор ряда научно-публицистических трудов, Владимир Иванович Чарнолуский (1865-1941) – основатель педагогической библиографии в нашей стране, видный деятель в области народного образования.
Исследования Г.А. Фальборка и В.И. Чарнолуского, посвященные проблемам развития образования, предполагали уменьшение влияния государства и церкви на систему образования. Авторами выдвинуты главные идеи реформы системы образования в стране: введение всеобщего начального обучения в Российской империи, самостоятельности для высших учебных заведений в решении вопросов, отнесенных к их компетенции, передача управления образования в руки земств, преподавание в школе на родном языке и отмена изучения религии. Справочное издание по народному образованию представляет собой полный свод законов, распоряжений, правил, инструкций, программ и уставов по всем направлениям низшего и начального народного образования, действующих во всех местностях Российской империи. Материалами для составления «Настольной книги по народному образованию» служили, главным образом, первоисточники.
«Своим трудом мы имели ввиду предоставить в распоряжение деятелей по народному образованию не только узаконения и распоряжения, непосредственно нормирующие разные отрасли школьного и внешкольного образования народа, но также и извлечения из узаконений и распоряжений, имеющих к делу народного образования хотя бы косвенное отношение. Общее количество просмотренных для «Настольной книги по народному образованию» изданий приходится считать тысячами отдельных томов и выпусков периодических изданий».

Познакомиться с материалами пособия по народному образованию можно по ссылке.



Виньетка




3 июля 1936 года постановлением Совета народных комиссаров утверждено «Положение o Государственной автомобильной инспекции Главного управления рабоче-крестьянской милиции Народного комиссариата внутренних дел CCCP». Сегодня, в день работника ГИБДД МВД РФ, в рубрике показана книга, рассказывающая о работе Горьковской автомобильной инспекции в военные годы:
Правила движения по улицам и дорогам г. Горького и Горьковской области. – [Горький]: Горьковское областное изд-во, 1944. – 65 с.

Издание знакомит с правилами городского уличного движения и дает необходимые сведения о поведении пешеходов, пассажиров и водителей автомашин, трамваев и других видов транспорта на дорогах Горьковской области.
Во время Великой Отечественной войны увеличились потоки транспорта, доставляющие на промышленные предприятия сырье, топливо, продовольствие, а также пассажиров на трудовые и боевые посты. Транспорт работал четко и бесперебойно, движение на улицах и дорогах было организовано в обстановке строжайшей дисциплины соблюдение которой вменялось в обязанности водителей, пешеходов и пассажиров. Наблюдение за выполнением правил движения по улицам и дорогам в городе Горьком возлагались на органы милиции. Виновные в нарушении правил движения подвергались штрафам, злостных нарушителей могли привлечь к уголовной ответственности. Основную роль по регулированию движения отводилось милиционеру – регулировщику, в его обязанности входило оказание помощи престарелым, слепым, инвалидам и детям при переходе через улицу, личное сопровождение пешеходов в случае необходимости. Материалы книги свидетельствует, что в деятельности Госавтоинспекции наметились позитивные сдвиги в усилении контроля за техническим состоянием автотранспорта, экономией горючего и укреплением дисциплины среди водительского состава. Сотрудники Госавтоинспекции проводят предварительные проверки готовности автохозяйств к техническим осмотрам.
В условиях военного времени водитель должен был использовать светомаскировку, владеть средствами противохимической защиты. Автомобили скорой помощи, оперативные машины Народного комиссариата внутренних дел, пожарные автомобили имели во всех случаях преимущества проезда. Отдельные требования существовали для водителей гужевого транспорта, к примеру, разрешенная скорость передвижения по городу составляла – 12 км/ч.
Деятельность Госавтоинспекции в период Великой Отечественной войны, несмотря на экстремальные условия, обеспечила успешное выполнение поставленных перед ними задач, что внесло немалый вклад в укрепление экономической и оборонной мощи нашей страны.

Познакомиться с «Правилами движения по улицами и дорогам г. Горького и Горьковской области» можно по ссылке.



Виньетка




Представляем вашему вниманию прижизненное издание выдающегося автора Максима Горького:
Стихи и легенды Максима Горького [Текст] / Рисунки, офорты и переплет: Сарры Шор ; [Вступ. статья: "Молодость великого поколения" Л. Каменев]. - Москва ; Ленинград : Academia, 1932 – 173 с.

Книга выпущена при деятельном участии М. Горького в одном из крупнейших отечественных издательств – «Aсademia». В сборник вошли ранние героико-романтические произведения в стихах и прозе, написанные в 1893-1895 гг.: «Макар Чудра», «Старуха Изергиль», «Валашская легенда», «Песня о Буревестнике» и др.
«Стихи и легенды» Горького отпечатаны в количестве 3315 экземпляров, из них 15 именных с девятью оригинальными офортами. Остальные – с одним оригинальным офортом (портрет автора на фронтисписе) и восемью вкладными рисунками, исполненными с офортов в технике меццо-тинто. Меццо-тинто, или «черная манера» – одна из самых красивых и утончённых техник гравюры, при которой гравирование производится не путем создания углубленных штрихов на гладкой поверхности доски, а выглаживанием светлых мест на зернистой фактуре доски, дающей при печати сплошной черный тон. Книга выпускалась в суперобложке и лаконичной картонной папке. С изданием сборника стихов и легенд Горького связано и еще одно громкое имя. Ответственным редактором книги и автором предисловия с поэтичным названием «Молодость великого поколения» выступил партийный и государственный деятель, революционер – Лев Борисович Каменев (Розенфельд). Статья, написанная «в праздничный день сорокалетия литературной деятельности великого пролетарского поэта» проникнута глубоким почтением к автору и его таланту.
Главной особенностью экземпляра стихов и легенд является перевернутый переплет, в следствие чего золотое тиснение (парящий буревестник) оказалось на нижней крышке. Эта особенность подтверждает уникальность и библиографическую редкость издания, отражающего историю сразу нескольких судеб, историю книгоиздательства, историю целой страны.


Познакомиться с оцифрованной копией книги можно в электронной коллекции «М. Горький и его время: наследие писателя в фондах Нижегородской государственной областной научной универсальной библиотеке им Ленина» в разделе «Прижизненные издания М. Горького» по ссылке.




© НГОУНБ